7 неожиданных аргументов от писателя Владимира Гуриева, почему лучше читать, чем смотреть кино

Автор книги «Очень простое открытие. Как превращать возможности в проблемы» и один из самых известных людей русскоязычного Facebook Владимир Гуриев (vguriev) опубликовал на своей странице пост о книгах. В нём он рассказал, что перестал смотреть кино и начал больше читать. Мы решили, что преступно не поделиться этими мыслями. Вот, собственно, сам текст. Публикуем с разрешения автора.

© thoughtcatalog / unsplash

Я за последний год почти перестал смотреть кино и сериалы и перешел на книжки. У меня такое уже было, я в середине девяностых несколько лет не смотрел кино, просто не хотелось, но сейчас я задумался, почему, и нашел несколько важных для меня аргументов в пользу чтения.

Как ни странно, я никогда не видел, чтобы эти аргументы использовались в пропаганде чтения. Обычно там упор на «разбуди свое воображение» и пассивную агрессию в том смысле, что все же культурные люди читают, один ты, Боря, как всегда.

Мне на пропаганду наплевать. Мне вообще все равно, читают другие люди или нет, но аргументы местами неожиданные (для меня), дальше нудно.

1. В книжках вы как читатель сами управляете скоростью потребления.

Какие-то фрагменты вы можете читать медленно, какие-то очень быстро пролистать. если захотите, то можете вернуться и перечитать нужный кусочек.

Технически все это можно делать и при просмотре фильма дома, но так почти никто не делает, кроме изучающих язык — почему-то такой способ потребления кино очень утомителен. По большому счету, вы потребляете кино в том ритме, который заложили создатели фильма.

2. Книжек, которые могут вам очень понравиться, скорее всего, намного больше, чем фильмов, которые могут вам очень понравиться.

Математика не железобетонная, но простая. Во-первых, книжек тупо намного больше. Во-вторых, смотри пункт 3.

© radu_marcusu / unsplash

3. Книги интереснее и намного разнообразнее, чем фильмы.

Тут штука в том, что книгу написать очень дешево, это может сделать любой, а кино это не только искусство, но и очень дорогое производство.

А это значит, что очень дорогие и сложные истории в кино делают относительно редко, а когда делают, то часто стараются максимально использовать гарантированно работающие приемы. Другими словами, штампы.

Книжек, написанных по проверенным лекалам, тоже очень много, но много и других. В целом, можно сказать, что фильмы в силу особенностей производства по качеству стремятся к середине шкалы, а книжки разбросаны гораздо более хаотично.

Кинематограф в целом это очень хороший Макдоналдс, с гарантированным, но не очень высоким уровнем качества. А книги это миллионы домашних котлет.

Большинство из этих котлет очень так себе, но иногда вы находите бабушкину котлету, которую в кино найти практически невозможно, и такие: ааааа!

Ну и странную котлету среди книг тоже найти гораздо проще.

4. Книги умнее. В них гораздо чаще можно встретить сложные и интересные мысли.

Ну, тут все просто. Если вы вложили много-много денег в какую-то хрень, вы хотите, чтобы она понравилась максимальному количеству потребителей, а это значит, что вы ориентируетесь на самого тупого мальчика в комнате. Ваша задача в том, чтобы ему тоже было хорошо.

В пределе это дает мыльную оперу, которую можно «смотреть», даже не глядя на экран или выпадая из нарратива на несколько дней, но в целом почти все кино не про мысли, а про образы и эмоции, и очень часто создатели сознательно упрощают изложение, чтобы расширить аудиторию.

Это как если бы, не знаю, решили экранизировать стихотворение пастернака про февраль, достать чернил и плакать.

А продюсер ему и говорит:
— Слушай, чувак, все отлично, но, блин, представь, полтора часа февраля на экране, да в зале все повесятся. Давай лучше май. Или июнь!

— Окей, — говорит пастернак, чувствуя себя немного странно, но это его первый фильм. — Июнь, достать чернил и плакать…

— Намного лучше, — говорит продюсер. — Но если убрать плач, будет вообще хорошо. Он же не очень важен, правда? ну и кроме того, зачем плакать, когда июнь, зритель в это не поверит. Думай, что пишешь вообще, нужна же мотивация, все дела.

— Июнь, — говорит пастернак. — Достать чернил.

— Супер, — говорит продюсер. — На чернила не хватит бюджета, но это мелочи, разберемся по ходу. Вот ведь, можешь же!

Писателям проще, потому что, во-первых, не все писатели об этом задумываются, а, во-вторых, для многих книги это все-таки самовыражение, а не товар в чистом виде, поэтому см. пункт 5.

© alexisrbrown / unsplash

5. Книга это индивидуальное высказывание, а кино — коллективное.

Это, опять же, особенность производства. Режиссёр калечит сценарий, оператор калечит видение режиссера, продюсер калечит вообще все, и это мы еще до актеров не дошли. Ничего плохого в этом нет, но сценарий, если считать его источником истории, при переносе на экран многократно преображается, и контроль над этим преображением размыт по всей съемочной группе.

То, что мы видим на экране, это результат множества бюджетных и творческих компромиссов и неожиданных факапов.

А как же Тарантино, спросите вы.

А вот так. кроме того, что Тарантино и всякие Коэны это очень редкие исключения, мы не знаем, на самом деле, насколько велик разрыв между тем, что Тарантино придумал, и тем, что в итоге получилось. В кино режиссеру, даже если на него нет давления со стороны студии и продюсеров, что бывает нечасто, приходится полагаться на несколько сотен человек, каждый из которых интерпретирует свой кусочек по-своему.

В каком-то смысле даже очень плохие режиссеры, на самом деле, достойны уважения, потому что у них реально очень сложная и часто неблагодарная работа.

6. Потребление кино это коллективный акт, а книги можно и нужно читать одному.

У средней книжки в целом выше вовлекающий эффект, чем у среднего фильма или сериала, потому что читать книгу и делать что-то еще в принципе невозможно (ну окей, поесть во время чтения можно, но не больше). Ну и вообще кино придумали экстраверты для экстравертов, потребление кино это очень часто коллективный акт, почти никто не любит ходить в кино один, например.

Лично я даже дома, когда один, не очень люблю смотреть фильмы, я быстро теряю фокус. А если в одиночку смотрю комедию, даже очень смешную, то почти никогда не смеюсь. Ну, глупо же смеяться, если рядом никого нет.

С книгами не так.

Это не то чтобы недостаток кино (как и все остальное), но это просто такая особенность. Кино и сериалы — это идеальное вечернее времяпрепровождение, когда вам не о чем друг с другом поговорить.

А книга вам нужна, когда вам поговорить больше не с кем, потому что Ганди мертв.

7. В бумажную книгу можно положить кленовый лист между страницами, а потом, несколько лет спустя, его найти.

© californong / unsplash

Источник: facebook / vguriev 

Если вы уже готовы отказаться от очередного сериала Netflix и приступить к чтению, посмотрите нашу подборку захватывающих книг до 200 страниц, которые можно прочитать за выходные.


Подпишитесь на канал likeyou в Яндекс.Дзене, чтобы читать посты вместе с новостями.


Ещё статьи
наверх